Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 73 гостей онлайн


Теория плавания - Интервальный и поворотный методы

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 Интервальный метод регламентирует: количество и длину отрезков, интенсивность и характер тренировоч­ной работы, отдых между преодолением отрезков или выполнением отдельных частей упражнения. Например: 16x50 м основным способом с околопредельной интен­сивностью и интервалами отдыха в 10 сек; 8X100 м 1, 3. 5, 7-й отрезки — основным способом в большом темпе, 2, 4, б, 8-й отрезки — дополнительным способом в уме­ренном темпе с интервалом отдыха в 20 сек; 2x400 м + + 4x200 м +8Х 100 м+ 16X50 м в большом темпе, отдых между отрезками соответственно 2 мин, 1 мин, 30 сек, 10 сек, а между отдельными частями упражнения — 3 мин, и т. п.
 К сожалению, подобного рода принудительная регла­ментация всех параметров интервальной тренировки не всегда соответствует возможностям спортсменов, а иног­да отрицательно влияет на них. Даже среди высококва­лифицированных тренеров довольно мало специалистов, способных в точном соответствии с подготовленностью и физическим состоянием своих учеников подбирать режи­мы интервальных упражнений.
 За последние годы в тренировке пловцов широкое признание получил такой вариант интервального метода, в котором регламентируется лишь время, отводимое на преодоление отрезка и последующий отдых. К примеру, на проплывание каждых 100 м и отдых в упражнении 8X100 м спортсмену предлагается 2 мин. Чем быстрее преодолевает он отрезок, тем больше остается времени на отдых, но в то же время значительно быстрее насту­пает утомление. В зависимости от соотношения аэробных и анаэробных возможностей, от состояния подготовлен­ности в каждый момент пловец, выполняющий такие уп­ражнения, находит для себя наиболее подходящие соот­ношения между интенсивностью работы и величинами отдыха (известную роль в этом выполняют механизмы естественной, а стало быть, и самой благоприятной адап­тации). С повышением подготовленности пловцы оказы­ваются способными выполнять упражнения в более «же­стких» временных режимах (в нашем примере — преодо­левать отрезки по 100 м не в 2 мин, а в 1 мин 50 сек, в 1 мин 45 сек и т. д.), демонстрируя одновременно и бо­лее высокие средние скорости.
 Поворотный метод. При этом методе регламентируют­ся интенсивность, продолжительность и характер упраж­нения, а интервалы отдыха пловцы выбирают сами по самочувствию. Благодаря этому тренировочная работа становится более «мягкой», хотя по глубине воздействия (расходованию «энергетических ресурсов» спортсменов) она не уступает влиянию интервальных режимов. Планирование интервалов отдыха но самочувствию не означает, что они будут чрезмерно длительными. В любом преры­ваемом упражнении благодаря врабатыванию довольно быстро устанавливается строгое соотношение между на­грузкой и отдыхом. Причем насильственное изменение интервалов в сторону как уменьшения, так и увеличения вызывает снижение работоспособности, ухудшает ре­зультаты, приводит к потере пловцом «чувства» воды и темпа.
 С наступлением утомления отдых вначале перестает быть постоянным, а затем постепенно увеличивается — это в большинстве случаев является убедительным сиг­налом для прекращения упражнения.