Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 73 гостей онлайн


Теория плавания - Переменный, равномерный и контрольный методы

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 Переменный метод. Варьируются продолжительность или общая длина упражнения, характер и интенсивность выполнения отдельных его частей. Иначе говоря, во вре­мя преодоления какой-либо дистанции одни отрезки от­водятся для работы с заданной интенсивностью, другие — для активного отдыха пловца, например: 800 м (50 м — в околопредельном темпе; 150 м — в свободном), или 800 м (200 м — в большом темпе; 200 м — в умеренном), или 400 м (25 м — в предельном темпе; 75 м — в свобод­ном; 50 м — в околопредельном; 50 м — в свободном; 100 м — в большом; 100 м — в свободном) и т. д.
Вся двигательная деятельность человека носит харак­тер работы переменной интенсивности. Неудивительно, что в силу естественности этих упражнений к ним наи­лучшим образом приспосабливаются и спортсмены. Че­редование напряженной работы с активным отдыхом как бы сглаживает остроту нагрузки, создает хорошие условия для течения восстановительных процессов в ор­ганизме, способствует повышению аэробной производи­тельности пловцов.
 Равномерный метод. Чем меньше колебания скорости во время преодоления любой дистанции, тем меньшую работу выполняет пловец для достижения одного и того же результата. Выдающиеся мастера водной дорожки хо­рошо знают это правило и удивительно точно умеют рас­пределять свои силы на соревнованиях. Однако к этому они приходят благодаря длительной специальной подго­товке.
В режиме истинного или мнимого устойчивого состоя­ния равномерное плавание достигается за счет врабатывания и характеризуется соответствием субъективных ощущений пловца подлинным скорости и темпу движе­ний. Однако в современных заплывах на любые дистан­ции соревновательная скорость настолько велика, что ни о каких устойчивых состояниях не может быть и речи: субъективные представления о равномерном прохожде­нии дистанции неизменно будут сопровождаться объек­тивными показаниями секундомера, фиксирующими по­степенное (по мере наступления утомления) падение скорости.
 Для воспитания способности удерживать текущую скорость приходится использовать равномерный метод, обязывающий пловца преодолевать различные дистанции в соревновательном темпе, но с так называемыми «фи­нишными усилиями», например: преодоление 200 м в мак­симальном темпе и с постепенной мобилизацией волевых усилий на второй половине дистанции. Субъективно пловцу будет казаться, будто бы финишные 100 м он пре­одолел с ускорением. Подводящими упражнениями для равномерного преодоления 200 м могут быть:
6—8x50 м (3—4x50 м в темпе 200 м; 3-4x50 м в том же темпе, но с усилиями, обеспечивающими улучше­ние результата на каждом последующем отрезке на 0,2— 0,3 сек);
3—4x100 м (в темпе 200 м, но с усилиями, обеспечи­вающими улучшение результата на каждых последую­щих 100 м на 1,5—2 сек);
2—3x200 м (50 м —в умеренном темпе, 50 м — в большом, 50 м — в околопредельном и 50 м — в предель­ном темпе).
 Контрольный метод. В описанных методах исполь­зуется все многообразие подводящих тренировочных уп­ражнений. Однако пловцу трудно будет добиться высо­ких результатов на итоговых соревнованиях, если он не освоит режима преодоления основной дистанции. Поэто­му контрольный метод предусматривает планирование системы стартов спортсмена на основную дистанцию как в условиях тренировочных занятий, так и в подводящих соревнованиях. Система контрольных стартов позволяет спортсмену решать многие задачи, в первую очередь вос­питывать бойцовские качества, правильно распределять силы на дистанции, изучать различные варианты техники и тактики в условиях прогрессирующего утомления.
 Комбинирование методов. Организм спортсмена до­вольно быстро адаптируется к различным режимам тре­нировки. Адаптация, к примеру, к изолированному ис­пользованию интервального метода значительно снижает его эффективность. И наоборот, комбинирование мето­дов позволяет тренеру наряду с необходимым для при­способительных процессов повторением вносить в зада­ния известную долю новизны, которая активизирует спортивное совершенствование.
 В настоящее время в практике подготовки пловцов широко используются не только приведенные выше мето­ды тренировки, но и их комбинации: повторно-ин­тервальный (повторное преодоление серий отрезков или дистанций в интервальном режиме), повторно-переменный (повторное выполнение переменной ра­боты), интервально-п временный (выполнение переменной работы в интервальном режиме) и повтор­но-контрольный (двух- и трехразовое преодоление основной дистанции в максимальном темпе).