Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 69 гостей онлайн


Теория плавания - Основные параметры физической подготовки

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 Физическую подготовку пловца принято характеризо­вать рядом параметров: суммарным и общим объемом упражнений, интенсивностью и скоростью их выполнения, напряженностью и плотностью занятий. Остановимся на каждом из них.

Суммарный и общий объем упражнений. Физическая подготовка пловца осуществляется на суше и в воде, поэ­тому критерием для определения суммарного объема упражнений может быть только время, затраченное на их выполнение. На факультативные занятия спортом в высших учебных заведениях в зависимости от квалифи­кации студентов-пловцов отводится от 240 до 420 ч в год. А на подготовку мастеров водной дорожки — кандидатов в сборную команду страны — уходит примерно втрое больше времени, т. е. до 1000 -1200 ч в год.
 Тренировка в воде складывается из упражнений об­щей и специальной плавательной подготовки. Их общий I объем измеряется уже не только затраченным временем, но и количеством   проплытых   километров.   Студенты­ спортсмены III и II разряда за год преодолевают 400— 550 км, перворазрядники и кандидаты в мастера спор­та— 1000—1200 км, мастера спорта и мастера спорта   международного класса —от 1500 до 2500 км, а в некоторых случаях и больше.
 Напряженность и плотность занятий. Частное от де­ления общего объема в километрах на затраченное вре­мя в часах принято называть напряженностью занятия (или недельного, месячного, годичного периода трени­ровки). Величины напряженности характеризуют как физическую подготовленность пловцов, так и особенности методики их тренировки. К примеру, методика подготов­ки спринтера отличается меньшей напряженностью заня­тий: длинные дистанции он преодолевает медленнее стайера, а короткие хотя преодолевает и быстрее, но дольше отдыхает между заплывами.
  Плотность — процентное отношение рабочего времени к общей продолжительности занятия. Например, если за 90 мин спортсмен проплыл 5x400 и 10x200 м, причем на выполнение работы он затратил 60 мин, а остальное вре­мя, т. е. 30 мин, отдыхал, то напряженность занятия рав­на (5x400 м +10x200 м) : 1,5 ч = 2,66 км/ч, а плотность (90 м —30 мин): 90 мин x 100% =66,6%.
  Интенсивность и скорость выполнения упражнений. Под интенсивностью выполнения упражнений следует понимать уровень мобилизации в них спортсмена.
  Зависимость между интенсивностью и скоростью до­вольно сложная. С повышением уровня мобилизации ско­рость плавания вначале бурно растет, затем по мере увеличения темпа движений от большого к околопредель­ному и максимальному их эффект становится меньшим, наконец, наступает такой момент, когда предельные напряжения спортсмена не только не вызывают увели­чения скорости, но в ряде случаев сопровождаются ее падением.
  Для зависимости «интенсивность — скорость» опреде­ляющей является подготовленность спортсмена, его теку­щая работоспособность. Так, в конце сезона в состоянии спортивной формы пловец при том же, что и в начале сезона, уровне мобилизации демонстрирует значительно более высокие результаты. Стало быть, по динамике ре­зультатов в упражнениях одной интенсивности можно судить о тенденциях в развитии подготовленности пловца, оценивать утомление в недельном цикле, в занятии, наконец, в самом упражнении.