Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 72 гостей онлайн


Теория плавания - Классифика­ция интенсивности

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

  Существует большое количество приемов классифика­ции интенсивности выполнения упражнений. На одном из них, связанном с уровнем удовлетворения организма кислородом, мы уже останавливались (субкритическая, критическая и надкритическая интенсивность). Однако без вмешательства физиологов такая классификация вряд ли будет доступной на практике. Поэтому тренеры различают интенсивность следующим образом:

1.   По частоте пульса за 10 сек. Предположим, что после преодоления какой-либо дистанции в максималь­ном темпе пульс пловца за 10 сек равен 30 ударам. При­няв эту величину за 100%, получим величины реакции при работе интенсивностью в 90% (большой темп), 80% (умеренный) и 70% (малый), которая должна вызывать реакцию пульса, равную соответственно 27, 24 и 21 удару в 10 сек. Понятно, что с повышением тренированности при одной и той же пульсовой реакции (интенсивности выполнения упражнения) скорость спортсмена будет уве­личиваться, а при утомлении — значительно умень­шаться.
2.   По максимальному темпу движения (количеству циклов в единицу времени) на дистанциях в 1500, 400, 200 и 50 м. В таком случае предельная интенсивность определяется темпом на отрезке 50 м, околопредель­ная—200 м, большая —400 м и умеренная — 1500 м.
3.   По субъективному уровню мобилизации: свободно, в половину силы, в три четверти и в полную силу или то же самое, но по иной терминологии — в свободном, уме­ренном, большом, околопредельном и предельном темпе либо с малой (до 75—80%), умеренной (85%), большой (90%), околопредельной (95—98%) и предельной (100%) интенсивностью.

 Две крайние величины интенсивности (в свободном и предельном темпе или с малой и предельной интенсив­ностью) носят для спортсмена характер довольно конк­ретных заданий. При выполнении упражнений вполсилы (в умеренном темпе или с умеренной интенсивностью) пловец должен приучить себя без особого труда равно­мерно проплывать различные дистанции либо демонст­рировать постоянную скорость во время преодоления большого количества отрезков. Выполнение упражнений в три четверти силы характеризуется околопредельной интенсивностью (околопредельным темпом), при которой пловец способен еще контролировать технику движений. Понятно, что величины в половину и три четверти силы являются не только условными, но и субъективными. И все же пловцы довольно быстро привыкают к строго определенной мобилизации, иначе говоря, когда бы ни предлагали спортсмену плыть в три четверти силы, он субъективно будет чувствовать один и тот же уровень мобилизации, т. е. выполнять работу заданной интенсив­ности.
 Некоторые тренеры вместо планирования интенсивно­сти выполнения упражнений навязывают спортсменам рассчитанную ими же скорость плавания. Понятно, что, как бы ни были логичны приемы расчетов, они все равно не смогут отразить текущего состояния спортсмена и тре­нировка из процесса совершенствования превратится в натаскивание пловца на желаемый результат.
 В общем объеме упражнений в воде принято выделять объем интенсивных упражнений, выполняемых в умерен­ном, большом, околопредельном и предельном темпе, и объем свободного плавания, которое выполняет роль ак­тивного отдыха и предварительной, разминочной работы. Объем интенсивных упражнений учитывается в километ­рах и процентах к общему объему (доля). За последние два десятилетия доля интенсивных упражнений у силь­нейших мастеров водной дорожки неизменно прогресси­ровала и с 15—20% выросла до 80—92%.
 Ведущую роль в совершенствовании методики трени­ровки пловца играет поиск оптимального соотношения уп­ражнений, выполняемых с различной интенсивностью. Общий объем работы квалифицированного и хорошо под­готовленного пловца отличается большой долей скорост­ных упражнений, повышенной интенсивностью их выпол­нения.
 В начале сезона для лучшего развертывания функций всех органов и систем организма спортсмена, для подъе­ма его аэробных возможностей чашу весов перетягивают упражнения умеренной, а иногда и малой интенсивности; позже они становятся «острее». В соревновательном пе­риоде особый вес приобретает чередование работы в тем­пе основной дистанции с активным отдыхом. При подго­товке стайера на первом плане оказываются упражнения большой, а спринтера — умеренной и околопредельной интенсивности.