Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 76 гостей онлайн


Теория плавания - Регуляция нервно-психического состояния

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 С каждым годом все сложнее и напряженнее становится учебный процесс в высших учебных заведениях. Успешно справ­ляются с ним только наиболее организованные и воле­вые студенты. Да и у тех зачастую наблюдаются патологические нервно-психические состояния (нарушается сон и аппетит, повышается раздражительность, появляются навязчивые идеи и тревоги и т. п.). Возникновению этих состояний способствуют и такие факторы, как отсутствие строгого распорядка дня, плохое и несвоевременное пита­ние, кратковременный сон, хронические, часто обостряю­щиеся заболевания, неполадки во взаимоотношениях в семье или учебном коллективе.
  Уже сами по себе регулярные занятия физическими упражнениями и спортом положительно сказываются на нервно-психическом состоянии студентов. Однако многое зависит и от их умения регулировать свое состояние: уп­равлять эмоциями, концентрировать внимание, мобилизовывать волю на выполнение сложных заданий, формировать чувство готовности или полного покоя, расторможенности, расслабления и т. п. Такое умение воспиты­вается только в результате длительных и кропотливых усилий как самого спортсмена, так и преподавателя, на­правленных на совершенствование психологической под­готовленности.
  Главными приемами регуляции нервно-психического состояния студента являются внушение, самовнушение, психорегулирующая тренировка и некоторые другие. Преподаватель настойчиво должен изучать своего подо­печного, создавая отчетливые представления о свойствах его нервной системы, состоянии волевых качеств, внима­ния и восприятий, характере мышления, выявлять недо­статки и стараться их устранять.
  Обучение студентов приемам самовнушения во мно­гом зависит от искусства преподавателя подчинять их своей воле, внушать необходимость овладения этим дей­ственным средством.
Простейший способ самовнушения заключается в том, что студент систематически убеждает себя в целесооб­разности никем не контролируемых мероприятий и на этой основе сознательно начинает их выполнять; к таким мероприятиям относятся соблюдение режима дня, выпол­нение утренней гимнастики и др.
  В последние годы, особенно у спортсменов высокой квалификации, широко используется психорегулирующая тренировка (ПРТ). Суть се сводится к тому, что зани­мающихся напряженной умственной и физической работой обучают приемам создания такого самочувствия и поведения, которые были бы наиболее подходящими для выполнения сложных задач обучения и тренировки. Для достижения этой цели используются методы самовнуше­ния, применяется аутогенная тренировка и ее различные модификации.
Начальная психорегулирующая тренировка посвя­щается успокоению, а вторая часть — мобилизующая. Регулярные успокаивающие занятия способствуют уско­ренному восстановлению организма человека после на­пряженной умственной или физической нагрузки, обеспе­чивают стабильность его психического состояния.