Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 71 гостей онлайн


Теория плавания - Нервно-психическая дис­гармония

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 Во время соревнований часто наблюдаются два главных вида нервно-психической дис­гармонии: стартовая лихорадка и стартовая апатия.
  Стартовая лихорадка вызывается чрезмерным возбуждением спортсмена. Даже умеренные ее проявле­ния сопровождаются повышенной эмоциональностью и двигательной активностью, ухудшается аппетит, стано­вится беспокойным сон. При более ярко выраженной стартовой лихорадке наблюдаются аритмичные пульс и дыхание, учащенное сердцебиение и повышенное артери­альное давление; спортсмен излишне возбужден, раздра­жителен и капризен, спит беспокойно, по утрам чувствует себя разбитым. Таким образом происходит преждевре­менная, еще до участия в соревнованиях, трата психиче­ских и физических сил, а на старт пловец выходит «пере­горевшим». Борьбе с этим состоянием служит успокаи­вающая часть психорегулирующей тренировки.
  Диаметрально противоположным является состояние стартовой апатии, которое возникает в результате преобладания процессов торможения, снижения нервно-психического тонуса и характеризуется вялостью, сонли­востью, ослаблением внимания, значительным ухудше­нием общей и специальной работоспособности. Довольно часто стартовая апатия является прямым следствием ли­хорадки — у спортсмена не остается сил, исчезает жела­ние выходить на старт.
 Под мобилизацией принято понимать специальные меры, в результате которых все функции организма спортсмена приводятся в оптимальное состояние, до­стигается наивысшая психическая и физическая гар­мония.
 Известно, что в деле активизации сил человека на любую работу ведущая роль принадлежит симпатической нервной системе. Несмотря на большую автономность симпатической нервной системы, в результате трени­ровки удается подчинить ее функции сознанию спорт­смена.
 Изменения, наступающие в результате мобилизации, субъективно переживаются каждым человеком и прояв­ляются в виде конкретных эмоциональных состояний: по­ложительных --при появлении вдохновения, прилива сил, уверенности в успехе; отрицательных, сопровождаю­щихся возникновением тревоги, страха, сомнения в воз­можности достижения намеченной цели.
 Для повышения тонуса симпатической нервной систе­мы приходится действовать обходным путем — выполнять специальную разминку, активизируя деятельность внут­ренних органов (сердца, легких, печени и др.), а затем в состоянии полудремоты прибегать к самовнушению.
  Со­держание мобилизующих формул схематически выглядит так:
- «Теряю чувство тяжести и расслабления»,
- «Дыха­ние глубокое, учащенное»,
- «Сердце бьется энергично»,
- «Мышцы становятся легкие, упругие и сильные»,
- «Чувст­вую себя все бодрее»,
- «Я полон энергии»,
- «Я готов дейст­вовать».