Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 70 гостей онлайн


Теория плавания - Подготовка пловцов

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

  В настоящее время объем учебных часов, отводимый программой для занятий в отделении спортивного совер­шенствования, уже не соответствует требованиям подго­товки спортсменов высших разрядов: при трехразовых занятиях в неделю (по 90 мин каждое) в группе плов­цов II разряда трудно подготовить перворазрядника, так же как в группе спортсменов I разряда при четырехразовых занятиях почти невозможно воспитать кандидата в мастера спорта.
  Поэтому регулярные занятия в бассейне с группами студентов-пловцов II и I разрядов в большей мере посвя­щаются укреплению их здоровья, повышению общей ра­ботоспособности и по возможности сохранению ранее до­стигнутого уровня результатов.
  Однако успешное решение даже этой задачи требует от преподавателя большого мастерства, умения строить многолетнюю подготовку своих подопечных в рамках од­ного и того же ежегодного суммарного объема работы (в учебных часах). Для этого используются планомерное увеличение доли специальной физической подготовки, уве­личение напряженности и интенсивности упражнений в воде, усложнение тренировочных режимов. К примеру, для группы пловцов II разряда такой план Может выгля­деть следующим образом:
  Обострение воздействия нагрузки на спортсмена по годам достигается и за счет изменения соотношения раз­личных методов тренировки, усложнения тренировочных режимов. В частности, из года в год может не только уве­личиваться доля интервальной работы, но и соответст­венно возрастать в каждом упражнении скорость прео­доления отрезков, сокращаться время отдыха. Например, если в прошлом кролисту II разряда было доступно уп­ражнение 20X50 м в режиме 1 мин (на преодоление от­резка и отдых отводилась 1 мин), то со временем он дол­жен будет ориентироваться на значительно более слож­ные упражнения: 20X50 м в 50, 45, 40 сек и т. п.
  Для подготовки пловцов международного класса всех перечисленных приемов, конечно, недостаточно. В рам­ках одного и того же суммарного объема, планируемого в течение ряда лет, довольно быстро исчерпываются потен­циальные возможности спортсменов, достижения снача­ла стабилизируются, а затем начинают ухудшаться. По­этому в перспективных планах высококвалифицирован­ных пловцов одним из самых сложных разделов является нахождение оптимальных темпов наращивания суммар­ного объема тренировки.
Круглогодичное планирование осуществляется таким образом, чтобы к этапу основных соревнований сезона пловцы подошли бы в состоянии спортивной формы, про­демонстрировали наивысшие результаты. В настоящее время под «спортивной формой» понимается такое сос­тояние оптимальной готовности к спортивным достижени­ям, которое приобретается спортсменами в результате со­ответствующей подготовки на каждой новой ступени спортивного совершенствования.
  Раз речь идет об оптимальной, т. е. наилучшей, готов­ности, то спортивная форма не может быть плохой или хорошей, хотя именно так иногда характеризуют ее не­которые преподаватели и тренеры.
  Состояние оптимальной готовности пловца к сорев­нованиям складывается из многих компонентов физичес­кой, технической, тактической и психологической подго­товленности. Именно поэтому спортивная форма есть состояние всесторонней готовности человека к высшим достижениям, к борьбе за победу в любых соревнованиях. Это состояние носит фазовый характер. Различают вре­мя приобретения спортивной формы, относительной ее стабилизации и временной утраты. Соответственно этому периоды большого цикла именуют подготовительным, со­ревновательным, переходным. В подготовительном пери­оде выделяют этапы общей и специальной подготовки (или первый и второй этапы), а в соревновательном — этап подводящих и итоговых соревнований.
  По мнению ряда специалистов оптимальная продолжи­тельность большого цикла с его тремя периодами трени­ровки зависит от специфики вида спорта, подготовлен­ности, возраста и больше всего от квалификации спортс­мена. У новичков и пловцов низших разрядов трениро­ванность развивается довольно быстро, а на подготов­ку (приобретение спортивной формы) зрелого мастера водной дорожки требуется значительно больше вре­мени.
  По числу циклов в календарном году или в спортив­ном сезоне различают одноцикловое, двухцикловое и мно­гоцикловое планирование тренировки пловца.
  При одноцикловом планировании оптимальная про­должительность каждого периода выглядит следующим образом: подготовительный — 8 месяцев (общий этап — 5, специальный — 3 месяца), соревновательный — 3 меся­ца, переходный период — 1 месяц.
  С учетом требований, предъявляемых к пловцам-сту­дентам, можно рекомендовать два основных варианта планирования их круглогодичной тренировки:
Двухцикловое планирование (для студентов, занима­ющихся плаванием только в течение учебного года): под­готовительный период — 3 месяца (общий этап — сен­тябрь, октябрь, специальный этап — ноябрь), соревнова­тельный период —с 1 по 25 декабря, переходный пери­од— с 25 декабря по 25 января; второй подготовитель­ный период —65 дней (общий этап — с 25 января по 28 февраля, специальный этап —с 1 по 31 марта), второй соревновательный период — с 1 по 25 апреля, второй переходный период —с 26 апреля по 31 августа.
Трехцикловое планирование (для студентов, участвую­щих в соревнованиях летом): второй переходный пери­од— с 26 апреля по 15 мая; третий подготовительный пе­риод— 2 месяца (общий этап — с 16 мая по 20 июня, специальный этап — с 21 июня по 15 июля); третий со­ревновательный период — с 16 июля по 15 августа; тре­тий переходный период — с 16 по 31 августа.
При трехцикловом построении тренировки студента-пловца ориентировочный календарь спортивных соревно­ваний может выглядеть следующим образом:
сентябрь — туризм, легкая атлетика (по программе комплекса ГТО IV ступени);
октябрь — старты на длинные дистанции дополнитель­ными и основным способами плавания;
ноябрь — старты на дополнительные дистанции основ­ным способом плавания;
конец декабря — первенства факультетов и вуза по плаванию;
февраль — лыжные гонки (по программе комплекса ГТО IV ступени);
март — заплывы на дополнительные дистанции;
конец апреля — первенства факультетов и вуза по плаванию;
май — туризм, легкая атлетика (по программе ком­плекса ГТО IV ступени);
июнь — старты на дополнительные дистанции основ­ным способом плавания;
июль, август — заплывы на основную дистанцию,  участие в отборочных соревнованиях сильнейших пловцов вуза и в других студенческих соревнованиях.