Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 71 гостей онлайн


Теория плавания - Оперативное планирование

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 На основе круглогодич­ного плана тренировки разрабатывается более конкрет­ное текущее, или оперативное, планирование на оба се­местра учебного года (в нашем примере на два цикла) и каждое отдельное занятие.

 Семестровые рабочие планы. В них содер­жание подготовки (основные средства) и характер ди­намики нагрузки раскрываются но месяцам, учебным неделям и дням.
Воздействие упражнений на спортсмена может уве­личиваться от недели к неделе, носить «раскачиваю­щий», волнообразный характер (неделя больших нагру­зок, неделя малых и т. п.) или быть «ударным» (вслед за одной или двумя неделями умеренных нагрузок пла­нируется «ударная» неделя, а затем неделя активного отдыха).
 Постепенное наращивание нагрузки планируется в начале каждого сезона или нового большого цикла; уже к середине первого этапа подготовительного периода она, как правило, начинает носить волнообразный («рас­качивающий») характер, а к концу этапа становится «ударной»; на втором этапе подготовительного периода и в соревновательном периоде нагрузка планируется волнообразная, с общей тенденцией к постепенному сни­жению.
 В семестровых рабочих планах тренировки пловцов-студентов указываются количество и сроки всех кон­трольных, подводящих и итоговых соревнований как на суше, так и в воде.
 Из всего многообразия вариантов планирования на­грузки в недельных циклах можно выделить четыре главных: ступенчатый, трех-, двух- и однопиковый.
 Ступенчатое построение недельного цикла обеспечи­вает постепенное врабатывание спортсмена, когда объем упражнений неизменно растет изо дня в день, либо вы­водит его из состояния глубокого утомления, когда объем и интенсивность упражнений в течение всей не-I дели неуклонно уменьшаются.
Трехпиковые циклы (по схеме: день — средняя на­грузка, день—малая, день — большая, день — средняя, день — максимальная, день — малая) одинаково успеш­но служат как «раскачиванию» функциональных воз­можностей спортсмена, так и активному отдыху, если величины нагрузки «пиковых» дней не превышают сред­него уровня.
 Двух- и однопиковые варианты недельных циклов чаще всего планируются для освоения «ударных» нагру­зок. Понятно, что воздействие таких «ударов» на пловца зависит от суммарного и общего объема упражнений, доли интенсивного плавания, напряженности трениров­ки и режима выполнения упражнений. Однако, при про­чих равных условиях, однопиковый вариант недельного цикла (по схеме нагрузок: малая средняя — средняя — большая — максимальная — малая) всегда оказывается наиболее тяжелым.
 Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок как в масштабах большого цикла, так и в те­чение месяца, недели, наконец, одного тренировочного занятия наиболее целесообразен и обусловлен рядом объективных причин. Во-первых, взаимодействием про­цессов утомления и восстановления. Вслед за расходо­ванием ресурсов необходимо создавать условия для их регенерации. Во-вторых, нельзя забывать об обратной зависимости между объемом и интенсивностью упраж­нений. До известного предела объем тренировочной ра­боты и ее интенсивность растут одновременно. Затем на­ращивание объема приводит к падению интенсивности. Поэтому для дальнейшего наращивания интенсивности тренировки приходится снижать ее объем: пики воли объема всегда предшествуют пикам волн интенсивности. В-третьих, следует помнить, что адаптационные пере­стройки в организме спортсмена всегда запаздывают но отношению к динамике нагрузок. Сначала планируется какое-то воздействие, которое даже ухудшает резуль­таты пловца, и только через определенное время прояв­ляется положительный эффект — повышается работо­способность, растут его достижения.