Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 69 гостей онлайн


Теория плавания - Построение учебного и тренировочного занятия

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

  Главное отличие учебного и тренировочного занятия за­ключается в том, что в первом случае содержание заня­тия в основном подчиняется решению образовательных задач, во втором — функциональных (нагрузочных).
 Учебные занятия довольно четко делятся на три части: вводную, основную и заключительную. Ввод­ная часть посвящается подготовке студентов к выпол­нению основных упражнений. Она проводится на суше и включает построение, разъяснение задач и содержания занятия, строевые упражнения и перестроения, общеразвивающие и специальные упражнения, имитации плава­тельных движений. Основная часть целиком проводится в воде и отводится под упражнения, освоению которых посвящается занятие. Заключительная часть проводится в воде (подвижные игры, произвольное купание и др.) и на суше (заключительное построение, подведение итога занятия, организованный уход из бассейна).
 Тренировочные занятия не делятся столь четко на части, как учебные. Они могут проводиться только на суше или только в воде, а могут быть и смешанными. Далеко не всегда главные задачи тренировочных заня­тий решаются в воде. К примеру, в течение первого эта­па подготовительного периода некоторые упражнения на суше являются основными (на развитие специальной силы и гибкости пловца и др.), а в воде — дополнитель­ными (произвольное купание как активный отдых после серьезной нагрузки на суше).
 К концу первого этапа подготовительного периода отдельные тренировочные занятия настолько взаимосвя­заны между собой и однонаправленны, что проводятся и воспринимаются пловцами как одночастные. Напри­мер, в понедельник спортсмен преодолел 5x800 м ком­плексно в умеренном темпе и 4x400 м основным спо­собом плавания в большом темпе; во вторник — 2x800 и 4X400 м комплексно в умеренном темпе, а также 10x200 и 20x50 м основным способом в большом темпе. Спрашивается, как поделить такое занятие на части и существуют ли они вообще? Изучение закономерностей процесса тренировки подсказывает целесообразность их выделения.
 Известно, что в начале каждого занятия все функции организма спортсмена активизируются до определенного уровня, затем происходит «врабатывание», после кото­рого пловец в течение какого-то времени хорошо оправ­ляется с нагрузкой, а затем постепенно начинает уста­вать. Если достижение состояния глубокого утомления спортсмена является целью данного занятия, преподава­тель обязан мобилизовать волю своего подопечного, заставить его, преодолевая усталость, до конца и с полной отдачей сил выполнить всю программу занятия. С этих позицийтренировку во вторник можно раскрыть следу­ющем образом: первые 800 м пловец затратит на врабатывание, на вторых 800 м и в упражнении 4X400 и наверняка продемонстрирует хорошую работоспособность, а утомление, скорее всего, начнет ощущаться в упражнении 10x200 м; качественное выполнение заклю­чительной серии 20X50 м потребует от спортсмена большой силы воли и вызовет бурную реакцию его организма.
 Уже на втором этапе подготовительного периода и в соревновательном периоде все занятия, за исключе­нием тех, которые полностью отводятся под активный отдых, планируются но схеме: разминка, основная часть, заключительная часть.
 Под разминкой в настоящее время понимают сово­купность мероприятий, направленных на приведение спортсмена в состояние оптимальной работоспособности, готовности выполнить любое из упражнений тренировки или участвовать в соревнованиях. В разминке также различают три части: общую, специальную и отдых. Общая часть направлена на подъем функционального состояния организма пловца. В нее входят упражнения как на суше, так и в воде: ходьба, бег, общеразвивающиеи специальные гимнастические упражнения, проплывание комплексно, основным или дополнительным способом дистанции в равномерном темпе с умеренной интенсивностью и преодоление отрезков с помощью рук и  ног. Специальная часть разминки посвящается освое­ние структуры предстоящего главного упражнения. Для решения этой задачи в воде преодолеваются отрезки в основной дистанции. Третью часть отводят на отдых,  который длится до момента старта пловца в соревнованиях или начала упражнений основной части урока. Во время отдыха спортсмен принимает согревающий душ, выполняет «поддерживающие» и имитационные упражнения на суше, прибегает к массажу и самовнуше­ний, словом, занимается формированием состояния, получившего название «боевая готовность».
 Содержание основной части тренировочного занятия определяет его главную направленность, а заключитель­но! — служит активному отдыху или дополнительной работе умеренной интенсивности.