Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 71 гостей онлайн


Теория плавания - Начальное обучение плаванию

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

  Начальное обучение плаванию проводится как с деть­ми, так и со взрослыми. Методика обучения принципи­ально одна и та же, однако дети быстрее привыкают к во­де, легче осваивают отдельные элементы и способ плава­ния в целом. Учитывая, что многие из детей могут избрать плавание своим видом спорта, их рекомендуется обучать технике всех спортивных способов. В работе со взрослыми значительно целесообразнее на первых же за­нятиях знакомиться с характером движений ног каждого из занимающихся и по этому признаку определять наи­более доступный облегченный способ плавания: на боку без выноса верхней руки, если лучше выполняются нож­ницеобразные движения; брасс с приподнятой головой — симметричные, как у лягушки, движения ног; кроль без выноса рук — поочередные движения прямыми ногами п вертикальной плоскости.
  На обучение взрослых спортивным способам плава­ния понадобилось бы втрое больше времени, и чувство­вали бы они себя в воде ничуть не увереннее, чем в слу­чае прочного овладения специально подобранным, бо­лее удобным для каждого занимающегося, облегченным способом.
  Не рекомендуется новичков обучать плаванию на спи­не. Известны случаи, когда такие скороспелые пловцы, оказавшись вдалеке от берега или стенки бассейна, пе­ревертываются на грудь, пугаются глубины и начинают тонуть.
  Конечная цель начального обучения студентов плава­нию— выполнение ими первого норматива комплекса ГТО IV ступени. Опыт показывает, что около 25% студентов-первокурсников не справляется с этим нормативом, и они должны проходить курс начального обучения плаванию.
  При комплектовании учебных групп следует учиты­вать подготовленность каждого студента, выделяя тех, кто не умеет держаться па поверхности воды, кто про­плывает лишь 25—50 м или 75—125 м. Не умеющие пла­вать осваивают всю программу начального обучения; пре­одолевающие 25—125 м совершенствуют свою самобыт­ную технику, приближая ее к одному из облегченных способов плавания, выполняют элементарные трениро­вочные упражнения.
  При составлении плана начального обучения по пла­ванию необходимо учитывать не только подготовлен­ность студентов, но и условия занятий: место проведения, температуру воды и воздуха, количество занятий в неде­лю, наличие и квалификацию преподавателей и инстру­кторов.
  Обучать не умеющих плавать можно на огороженном участке естественного водоема, в специальных бассейнах, в портативных ваннах, на мелкой, а в случае наличия спинных поплавков и на глубокой части спортивного бас­сейна.
  Наиболее успешно обучение проходит групповым ме­тодом: в коллективе боязнь воды проявляется меньше, наиболее слабые не хотят отставать от товарищей, лучше мобилизуют волю, четче выполняются команды препода­вателей. Число занимающихся в группе одного преподавателя зависит от места проведения занятия: в специально оборудованных стационарных бассейнах его можно доводить до 15—18 человек, в условиях естест­венного водоема — до 8—12 человек.
 Наиболее эффективными являются ежедневные заня­тия (такие занятия можно организовать на производст­венной практике, в военных и оздоровительных лагерях). Занимающиеся хуже осваивают непривычную водную среду при двух и трехразовых занятиях в неделю, а од­норазовое в неделю посещение бассейна зачастую меся­цами не дает никакого эффекта.
 Продолжительность каждого занятия зависит от под­готовленности занимающихся, температуры воды и коле­блется от 45 до 90 мин. Изменяется и соотношение вре­мени занятия на суше и в воде. К примеру, при темпера­туре воды 20° С занятие может продолжаться 25—30 мин на суше и лишь 15—20 мин в воде, а при температуре 26—27° С— 10—15 мин на суше и 30—35 мин в воде.
При обучении плаванию, особенно в закрытых бас­сейнах, целесообразно, чтобы несколько преподавателей работали со своими студентами вместе, по единому пла­ну. В таком случае один из них выполняет обязанности ведущего (у него план-конспект занятия), остальные являются его помощниками. Ведущий сообщат общие для всей группы задания, подает команды. Помощники, распределив между собой занимающихся, контролируют качество выполнения упражнений, исправляют ошибки, отмечают успехи того или иного студента.
 На занятиях по начальному обучению плаванию не­обходимо особенно тщательно соблюдать меры безопас­ности: проверять наличие спасательного инвентаря, вести непрерывное наблюдение за каждым занимающимся, проводить перекличку до и после упражнений в воде, из числа спортсменов-разрядников или инструкторов выде­лять дежурного спасателя. Преподавателю рекомендует­ся проводить занятие в такой форме, которая позволяла бы в любой момент быстро оказаться в воде.
До настоящего времени еще существует мнение, что вести начальное обучение плаванию — дело, доступное любому спортсмену-разряднику или инструктору-общест­веннику. На практике это зачастую приводит к несчаст­ным случаям и нередко на всю жизнь отбивает у нович­ков желание заниматься плаванием. Поэтому возглав­лять эти занятия всегда обязан опытный преподаватель, У которого в роли помощника с успехом могут быть инструкторы-общественники и спортсмены-разрядники.