Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 68 гостей онлайн


Теория плавания - Обучение спортивным способам плавания

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 Достижения в плавании продолжают быстро расти как за счет совершенствования техники передвиже­ния в воде и процесса тренировки, так и за счет коренно­го изменения методики обучения спортивным способам плавания.

  В настоящее время сформулированы отправные поло­жения методики обучения плаванию:
а) чем шире круг изучаемых двигательных навыков и  умений, тем успешнее определяется и совершенствуется у занимающихся в дальнейшем основной способ плавания;
б) техника плавания претерпевает значительные изменения по мере развития физических качеств спортсмена, повышения его функциональных возможностей;
в) с изменением скорости плавания техника движений изменяется не только по форме, но и по характеру выполнения отдельных элементов, согласования движений и способа плавания в целом;
г) с наступлением утомления (в конце тренировки или заплыва на соревнованиях) за счет уменьшения силы рабочих движений сокращается их амплитуда, но одновременно увеличивается темп.
  Ни одному из преподавателей никогда не удается сра­зу же начать обучение новичка той технике плавания, ко­торая должна будет у него сформироваться к моменту достижения высот спортивного мастерства. Современный квалифицированный педагог решает иную задачу: он ста­рается найти наиболее правильное направление в обуче­нии и совершенствовании техники своих учеников.
  В общих чертах это направление выглядит следую­щим образом. Вначале новичка обучают всем спортив­ным способам плавания, затем их вариантам и только после многих лет тренировки находят такую индивиду­ализированную манеру (стиль) плавания основным спо­собом, которая наилучшим образом соответствует физи­ческому развитию, двигательным способностям и подго­товленности спортсмена.

  Варьирование техники должно отвечать следующим требованиям:
- нахождению оптимальных параметров движений рук и ног (длины гребка, амплитуды подтягивания и оттал­кивания и др.);
- лучшему распределению усилий в различных фазах цикла движений;
- поиску наиболее совершенного согласования движе­ний головы, туловища, рук и ног;
- формированию индивидуальной манеры (стиля) спортсмена в плавании кролем, брассом, на спине или дельфином.

  Выполняя систему вариативных упражнений, обуча­ющиеся благодаря приспособительным реакциям естест­венным образом, но под контролем преподавателя при­ходят к лучшим для себя вариантам техники плавания. Однако эти лучшие варианты являются временными. Ре­гулярные занятия спортом значительно повышают функ­циональные возможности организма человека, способст­вуют развитию его силы, гибкости, быстроты, выносли­вости. Поэтому выполнение системы вариативных упражнений превращается в основное средство многолет­него направленного совершенствования стиля каждого пловца.
  Долгое время в плавании, как и в других видах спор­та, пытались в процессе обучения сформировать пра­вильный и прочный навык посредством выполнения уп­ражнений в медленном темпе, а затем сохранить его при плавании в высоком темпе. Практика показала, что та­кая методика была тормозом в достижении высоких ре­зультатов.
  В современной методике обучения используются уп­ражнения, выполняемые в различном темпе — от малого до предельного. Причем на малом темпе происходит лишь ознакомление занимающихся с элементами того или иного способа плавания или со способом плавания в целом, а на большом (близком к соревновательному) формируется и закрепляется правильный навык скорост­ного плавания.
  Уже в процессе обучения технике спортивных спосо­бов плавания преподаватель с учетом подготовленности занимающихся обязан квалифицированно дозировать нагрузку: обеспечивать чередование в работе основных мышечных групп (плавание по элементам — с помощью рук и ног); варьировать темп движений (малый, умерен­ный, большой, околопредельный, предельный, на ускоре­ние, на замедление); преодолевать отрезки вдоль и поперек бассейна; организовывать активный отдых (про­извольное купание, подвижные игры, прыжки с вышки и др.).