Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 77 гостей онлайн


Теория плавания - Методы обучения плаванию

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

  Различают словесные, наглядные и практические ме­тоды обучения.
 Словесные методы воздействуют на занимающихся через вторую сигнальную систему и обеспечивают вос­создание действительности в виде представлений, поня­тий, умозаключений или суждений. При обучении плава­нию слово преподавателя выполняет самые различные функции: служит созданию у занимающихся предвари­тельного представления о движении, побуждает к дея­тельности, дает возможность судить о правильности вы­полнения упражнений и своевременно исправлять ошиб­ки, оценивать и осмысливать итоги выполнения заданий. Для этого используются рассказ, объяснение, распоряже­ние, команда, замечание и беседа, которые должны быть предельно краткими, понятными и образными. Напри­мер, характеризуя вынимание руки из воды в кроле, мож­но посоветовать: «Выньте руку, как из кармана»; подго­товительные движения рук в брассе — «Пролезьте в уз­кое отверстие»; движение ног при плавании на спине — «Ударяйте тыльной частью стопы снизу-вверх, как по мячу» и т. п.
  Наглядные методы создают у обучающихся более кон­кретные представления о технике плавания. К ним отно­сятся: показ отдельных элементов и способа плавания в целом, демонстрация учебных наглядных пособий, кино-кольцовок и учебных фильмов. Самым удобным временем для показа нового материала являются   паузы   между упражнениями на суше и в воде. Демонстрировать тех­нику Плавания следует квалифицированному спортсме­ну, а преподаватель одновременно должен вести поясне­ния. В середине занятия всей группе полезно знакомить­ся с тем, как справляются с заданием наиболее успеваю­щие студенты.
 При обучении плаванию основным практическим ме­тодом является метод упражнения, т. е. метод многократ­ного повторения отдельных элементов или способа в це­лом. Все упражнения классифицируются и объединяются а единую целостно-раздельную систему: любой изучае­мый способ плавания после демонстрации и детального словесного анализа его выполнения расчленяется на со­ставляющие его части (элементы — движения рук, ног, дыхание, согласование движений рук и дыхания, согласо­вание движений рук и ног) и только после этого осваи­вается в целом.
 При обучении плаванию полезно прибегать к таким методическим приемам, как облегчение и усложнение ус­ловий выполнения упражнений, выполнение движений в медленном темпе, использование ориентиров.
Облегчая условия обучения, преподаватели проводят занятия на мелком месте, поперек бассейна, используют поддерживающие средства и т. д. Выполнение упражне­ний в медленном темпе позволяет новичку более деталь­но познакомиться с их формой, лучше усвоить согласо­вание движений, чего трудно добиться при плавании в высоком темпе.
  Кратковременное изучение упражнений в усложнен­ных условиях облегчает их выполнение в упрощенных условиях. Например, после попытки преодолеть кролем 25 м вдоль бассейна новичок намного легче справляется с заданием переплыть этим же способом бассейн поперек (15 м), а после выполнения упражнения в плавании при помощи ног без доски обучающиеся лучше плывут с дос­кой и т. п.
 Различают зрительные и слуховые ориентиры. Зри­тельными ориентирами служат жесты преподавателя, темные линии на дне бассейна, поперечные линии на дне и квадраты на стенах, флажки над водой и многое дру­гое. К слуховым ориентирам относятся сигналы препода­вателя (голосом или с помощью свистка), фиксирующие начало или окончание какого-либо элемента или цикла движений в целом.