Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 76 гостей онлайн


Теория плавания - Основные средства обучения плаванию

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные уп­ражнения.
Общеразвивающие упражнения выполняются на суше для совершенствования силы, быстроты, гибкости, ловко­сти и выносливости занимающихся: они создают благо­приятные предпосылки для обучения плаванию. Обще­развивающие упражнения позволяют избирательно воз­действовать на различные органы и группы мышц. По этому признаку их делят на упражнения для рук и пле­чевого пояса, шеи, туловища и ног. В свою очередь, уп­ражнения для отдельных мышечных групп по их преи­мущественной направленности могут быть на силу, растя­гивание, расслабление, быстроту и выносливость.
 К общеразвивающим упражнениям относятся эле­ментарные движения без предметов и с предметами (на­бивными мячами, гантелями, палками и др.), упражнения на снарядах (гимнастической стенке, скамье), одиночные и парные упражнения па матах, различные прыжки, под­скоки и др.
 Подготовительные упражнения носят более специфи­ческий характер и нацелены преимущественно на разви­тие тех качеств, которые необходимы для овладения ос­новным навыком в воде. Различают подготовительные упражнения для освоения с водой, для изучения техники облегченных и спортивных способов плавания.
 Упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте и помогают новичкам избавиться от чувст­ва страха, научиться самостоятельно погружаться с го­ловой в воду, открывать глаза и делать выдох под водой. К ним относятся: простые движения рук и ног в воде (маятникообразные, вращательные, гребковые — с целью формирования чувства опоры о воду); передвижения по дну (шагом, бегом, прыжками с помощью рук — для ощу­щения сопротивления поды); погружения и выдох в воду (главное упражнение в начальном обучении: погрузив­шегося в воду новичка вода выталкивает на поверхность; чувствуя подъемную силу, он приобретает уверенность в возможности удержаться на поверхности, учится откры­вать глаза и делать выдох); всплывание («поплавком» — выполнив глубокий вдох, новичок погружается на дно, принимает положение плотной группировки и всплывает до тех пор, пока спина не появится на поверхности); ле­жания и скольжения по воде на груди и на спине.
 К подготовительным упражнениям для изучения об­легченных способов плавания относятся простейшие греб­ковые движения рук, ног и согласование этих движений.
 Обучение спортивным способам плавания — процесс более сложный, требующий зачастую существенной пред­варительной работы. Эту задачу решают подготовитель­ные упражнения для изучения техники кроля, брасса, плавания на спине и баттерфляя. К ним относятся упраж­нения на суше (с резиновыми и блочными амортизатора­ми для мышц, несущих основную нагрузку при плавании; на растягивание и подвижность в плечевых, тазобедрен­ных и голеностопных суставах), имитационные движения (для создания более отчетливого представления об изу­чаемом способе) и упражнения в воде (для изучения движений рук, ног, дыхания; согласования движений рук и дыхания, движений рук и йог; для освоения способа в целом), которые выполняются на месте и с опорой (например, стоя па дне — изучение движений рук; дер­жась руками за край пенного корытца--изучение дви­жений ног и т. п.),в движении с опорой (изучение дви­жений рук при плавании с резиновым кругом между ног, движений ног—при плавании с опорой руками на дос­ку), в движении без опоры.
 Специальные упражнения предназначены для совер­шенствования техники всех способов плавания и делят­ся на три основные группы: упражнения для устранения ошибок; для освоения вариантов техники каждого спор­тивного способа; для нахождения собственного стиля спортсмена плыть тем или иным способом.