Главная Теория

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 75 гостей онлайн


Теория плавания - Физическая подготовка пловца

Индекс материала
Теория плавания
Гигиенические требования к местам занятий плаванием
Правила внутреннего распорядка
Правила безопасности при занятиях по плаванию
Личная гигиена пловца, предупреждение переохлаждении, заболевании и травм
Начальное обучение плаванию
Обучение спортивным способам плавания
Методы обучения плаванию
Основные средства обучения плаванию
Физическая подготовка пловца
Практические методы физической подготовки
Интервальный и поворотный методы
Переменный, равномерный и контрольный методы
Основные параметры физической подготовки
Классифика­ция интенсивности
Физическая нагрузка
Малая, средняя, большая и максимальная нагрузки
Тактическая подготовка пловца
Методы морально-волевого воспитания и психологической подготовки пловца
Психологическая подготовка
Образное мышление
Управление эмоциональным состоянием
Регуляция нервно-психического состояния
Механизм действия психорегулирующей тренировки
Нервно-психическая дис­гармония
планирование спортивной тренировки
Подготовка пловцов
Подготовительный период
Основные тренировочные упражнения в воде
Соревновательный период
Нагрузка во время соревнования
«До­водка» техники
Динамика объема и интенсивности упражнений в круглогодичной тренировке пловца
Оперативное планирование
Построение учебного и тренировочного занятия
Организация и проведение соревнований
Программа чемпионата
Определение победителей
Награждение победителей
Основные положения правил соревнований по плава­нию
Судейская коллегия по плаванию
Взаимодействие в работе судей
Пример парада
Правила проведения соревнований
Определение результатов. Регистрация рекордов. Формирование заплывов

 В тренировке пловца, впрочем, как и спортсмена лю­бой другой специальности, физическая подготовка яв­ляется главной формой процесса совершенствования дви­гательных качеств и навыков спортсменов и направлена на улучшение физического развития и подготовленности занимающихся.
 Под физическим развитием понимают сложный про­цесс совершенствования человека. Этот процесс зависит от ряда социальных предпосылок, возраста и влияния физических упражнений. На каждом из его этапов физическое развитие принято оценивать по величине роста, весу, окружности груди, экскурсии грудной клетки, жиз­ненной емкости легких, окружности бедра, плеча, голени и многим другим параметрам.
 Физическая подготовленность занимающегося харак­теризуется его работоспособностью в конкретных физи­ческих упражнениях: ходьбе или беге, плавании, подня­тии тяжестей и других видах. Она зависит от уровня раз­вития силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливо­сти, функциональных возможностей и двигательных спо­собностей занимающихся.
Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) фи­зическую подготовку пловца.
 Общая физическая подготовка наиболее полно реша­ет задачи оздоровления и гармоничного физического раз­вития пловца, расширения функциональных возможно­стей его организма и организации активного отдыха. Общая физическая подготовка, проводимая в воде, назы­вается общей плавательной подготовкой (ОПП).
 Специальная физическая подготовка пловца — узко­специализированный процесс спортивного совершенство­вания как на суше, так и в воде, направленный на дости­жение наивысшей специальной работоспособности к мо­менту проведения наиболее важных соревнований сезона. Специальная физическая подготовка, проводимая в воде, называется специальной плавательной подготовкой (СПП).
 
Средства общей физической подготовки
На суше: строевые и порядковые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, прыжки и метания, упражнения с тяжестями, лыжная подготовка, гребля, подвижные и спортивные игры и др. В воде: совершенст­вование техники всех способов плавания, тренировочные упражнения в комплексном плавании, подвижные игры, элементы водного поло и прыжков в воду, ныряния.
 
Средства специальной физической подготовки
На суше: упражнения для увеличения силы мышц, несущих основную нагрузку при плавании; для развития специальной гибкости, необходимой для совершенного овладения основным способом плавания   и повышения функциональной подготовленности в упражнениях, кото­рые идентичны главным тренировочным упражнениям в воде (например, бег 10x400 м и плавание 10X100 м с одним и тем же интервалом отдыха). В воде эти упраж­нения классифицируют по длине составных частей, спо­собу выполнения (с помощью рук, ног или в координа­ции) и условиям проведения (на тренировках или сорев­нованиях).
 Различают воздействие упражнений на коротких от­резках (10; 12,5; 25 и 50 м) и отрезках дистанции (для 1500 м —25, 50, 100, 200, 400, 500, 750, 800, 1000, 1200 м), а также от преодоления коротких (50 и 100 м), средних (200 и 400 м) и длинных (800 м и более) дистанций.
 Упражнения по элементам позволяют при умеренной общей нагрузке на организм спортсмена, особенно на его сердечно-сосудистую систему, добиваться значительного воздействия на отдельные мышечные группы, несущие основную нагрузку в том или ином способе плавания.
 Конечный эффект от преодоления какой-либо дистан­ции на тренировке и в соревнованиях далеко не один и тот же. Любой старт в соревнованиях требует значитель­но большей мобилизации физических и волевых качеств пловца. Именно поэтому участие в серии контрольных соревновании рассматривается как одно из основных средств специальной плавательной подготовки   пловца.
 В процессе специальной плавательной подготовки сила, быстрота и гибкость спортсмена уже не играют са­мостоятельной роли, поскольку они проявляются в его скоростных возможностях и скоростной выносливости. Скоростные возможности характеризуются максималь­ными скоростями, которые развивает пловец на отрезках 25 и 50 м, а скоростная выносливость — способностью удерживать максимально высокую среднюю скорость на протяжении всей дистанции.